Антикоррупционная политика
Антикоррупционная политика ООО «Металлургическая алюминиевая компания»
1. Общие положения
Антикоррупционная политика ООО «Металлургическая алюминиевая компания» (далее - Общество) определяет ключевые принципы и требования, направленные на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных проявлений со стороны работников и иных лиц, которые могут действовать от имени Общества.
Антикоррупционной политикой определены:
- цель и задачи Антикоррупционной политики Общества;
- принципы Антикоррупционной политики Общества;
- структура управления антикоррупционной деятельностью Общества;
- основные направления Антикоррупционной политики Общества;
- основные мероприятия по профилактике коррупции, правового просвещения и формирования основ законопослушного поведения работников Общества.
2. Назначение и правовая основа
2.1 Антикоррупционная политика (далее - Политика) Общества предназначена для предупреждения коррупционных проявлений.
2.2 Политика распространяется на контрагентов и представителей Общества, а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие права и обязанности закреплены в договорах с ними.
2.3 Правовую основу Политики составляют:
- международно-правовые стандарты (Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТ8 №173) от 27.01.1999, ратифицированная Российской Федерацией 14 июля 2006 года и другие);
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них;
- Устав Общества, локальные правовые акты и иные организационно - распорядительные документы Общества в области противодействия коррупции.
3. Термины и определения
Термины |
Определения |
Общество |
Общество с ограниченной ответственностью «Металлургическая алюминиевая компания» (ООО «МАК») |
Коррупция (в коммерческих организациях) |
Дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работниками своего положения вопреки законным интересам Общества в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица |
Коррупционные проявления |
Действия (бездействия) работников Общества, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению |
Предупреждение коррупции |
Деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям |
Субъекты антикоррупционной политики |
Любой сотрудник Общества, а также контрагенты и иные лица, связанные с Обществом, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними |
Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) |
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. |
Злоупотребление полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации) |
Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. |
Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации) |
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. |
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации)
|
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. |
Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) |
Привлечение Обществом к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». |
Антикоррупционный мониторинг |
Мониторинг проводимых в Обществе мероприятий в области противодействия коррупции, осуществляемый с целью обеспечения оценки их эффективности; анализа и оценки данных, полученных в результате наблюдения; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития, соответствующих мероприятий. |
Антикоррупционная экспертиза |
Деятельность по предупреждению включения в проекты документов, положений, способствующих созданию условий для коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений в действующих документах. |
Антикоррупционная оговорка |
Раздел договоров, соглашений, контрактов Общества, декларирующий проведение Обществом антикоррупционной политики и развитие не допускающей коррупционных проявлений культуры. |
Конфликт интересов |
Ситуация, при которой личная заинтересованность работника Общества влияет или может повлиять на исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей, способствовать неправомерному или необоснованному извлечению им доходов в виде денежных средств, иного имущества, работ и услуг или прочей выгоды, помимо своего вознаграждения за работу в Обществе, и при которой, возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника Общества и правами и законными интересами Общества, способное нанести вред интересам Общества. |
Материальная выгода |
Экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. |
Личная выгода |
Заинтересованность работника Общества, его близких родственников (под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки) в получении нематериальных благ и иных нематериальных преимуществ. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности. |
Филиал |
Обособленное подразделение Общества, расположенное вне места нахождения Общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, в соответствии с организационно - распорядительными документами Общества. |
ДЗО (дочернее зависимое общество) |
Дочерние и зависимые хозяйственные общества, под которыми для целей настоящей Политики понимаются юридические лица (как российские, так и созданные под иностранной юрисдикцией), доля участия Общества в уставном капитале которых прямо или опосредовано превышает 20%, а также юридические лица (как российские, так и созданные под иностранной юрисдикцией), чьи решения Общество имеет возможность определять в соответствии с заключенным между ними договором. |
4. Цель и задачи Политики
4.1 Цель Политики - разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению, устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию, формирование антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников Общества, контрагентов, органов управления к коррупционным проявлениям.
4.2 Задачи Политики Общества:
- формирование у контрагентов, органов управления, работников единообразного понимания позиции Общества о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответственности за коррупционные проявления;
- возмещение вреда, причиненного коррупционными проявлениями;
- антикоррупционный мониторинг на соответствие эффективности мер Политики;
- формирование антикоррупционного корпоративного сознания;
- создание правового механизма, препятствующего коррупционным проявлениям;
- установление обязанности работников Общества знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства;
- создание стимулов к замещению должностей в Общества неподкупными лицами.
5. Принципы Политики
Принципами Политики являются:
- неприятие коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с акционерами, инвесторами, контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими сотрудниками, членами органов управления, работниками и иными лицами;
- минимизация риска деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность или толерантны к коррупционным проявлениям. Реализация принципа осуществляется путем проверки наличия у контрагентов Общества собственных антикоррупционных процедур или политик, их готовности соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников Общества, совершивших коррупционные проявления;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах антикоррупционной политики;
- мониторинг и контроль. Общество осуществляет мониторинг внедренных процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение и регулярно совершенствует их.
6. Структура управления антикоррупционной деятельностью Общества
6.1 Эффективное управление антикоррупционной деятельностью Общества достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:
6.1.1 Генеральный директор Общества:
- утверждает настоящую Политику;
- рассматривает и утверждает изменения и дополнения к Политике;
- контролирует общие результаты внедрения и применения Политики;
- отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль;
- осуществляет контроль исполнения требований Политики.
6.1.2 Служба корпоративной защиты Общества:
- проводит мероприятия, направленные на реализацию принципов и требований Политики;
- осуществляет деятельность по предупреждению, выявлению, рассмотрению и пресечению коррупционных проявлений, конфликта интересов;
- координирует деятельность структурных подразделений Общества в области реализации Политики;
- представляет Общество при проведении саммитов, научно-практических семинаров, конференций российского и международного уровня в сфере противодействия коррупции;
- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями и учреждениями в сфере противодействия коррупции;
- осуществляет реализацию мероприятий по формированию антикоррупционного корпоративного сознания;
- организует и осуществляет мониторинг российского, применимого зарубежного и международного антикоррупционного законодательства и отслеживает вносимые в них изменения, а также релевантную судебную практику;
- координирует процесс идентификации коррупционных рисков, характерных для областей деятельности Общества;
- проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения Обществом принципов Политики, составляет отчеты по результатам проведенных проверок;
- осуществляет разработку документов Общества в сфере противодействия коррупции и инициирует актуализацию документов Общества в связи с изменением антикоррупционного законодательства.
6.1.3 Структурные подразделения Общества и непосредственно сотрудники осуществляют соблюдение и исполнение принципов и требований Политики в своей текущей деятельности.
7. Направления Политики, антикоррупционная экспертиза
В Обществе обязательно проведение антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов и их проектов.
Общество определяет единый порядок проведения антикоррупционной экспертизы документов филиалов, ДЗО Общества.
Служба корпоративной защиты проводит антикоррупционную экспертизу документов в Аппарате управления Общества, организует проведение антикоррупционной экспертизы документов в филиалах Общества, а также осуществляет методологическую помощь при осуществлении антикоррупционной экспертизы филиалам.
8. Закупочная деятельность
8.1 Общество устанавливает открытую и конкурентную систему проведения закупочных процедур и при этом устанавливает:
- тщательное планирование потребности в продукции;
- анализ рынка;
- информационную открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- честный и разумный выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Общества;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участнику закупки;
- обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупционных проявлений, конфликта интересов и иных злоупотреблений.
8.2 В целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Общество создает систему антикоррупционного контроля закупочной деятельности Общества.
8.3 Служба корпоративной защиты осуществляет антикоррупционный контроль закупочной деятельности посредством установления стадий контроля: предварительный, текущий и последующий контроль.
8.4 Общество заявляет, что неконкурентные закупочные процедуры осуществляются только в случаях, предусмотренных Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «МАК».
9. Антикоррупционный мониторинг
9.1 Антикоррупционный мониторинг в Обществе включает анализ антикоррупционных мер и мероприятий, проводимых в рамках реализации Политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения.
9.2 Основные направления антикоррупционного мониторинга:
- обобщение и анализ результатов антикоррупционной экспертизы документов Общества;
- изучение мнения трудового коллектива о состоянии коррупции в Обществе и эффективности принимаемых антикоррупционных мерах;
- изучение и анализ статистической отчетности о выявленных в Обществе фактах коррупции;
- анализ жалоб и обращений физических и юридических лиц о коррупционных проявлениях в Обществе;
- изучение и анализ принимаемых в Обществе мер по противодействию коррупции;
- анализ исполнения антикоррупционных мероприятий, предусмотренных организационно-распорядительными документами Общества;
- анализ публикаций о коррупции в Обществе в средствах массовой информации.
10. Рассмотрение обращений (писем, заявлений) работников Общества, контрагентов и иных лиц (физических и юридических) о фактах коррупции
10.1 Общество проявляет открытость в борьбе с коррупцией.
В Обществе осуществляется взаимодействие с заявителями и прием обращений о фактах коррупции с использованием интернет-сайта, «телефона доверия», а также посредством почты и при личном приеме у руководства компании.
10.2 Общество стремится к созданию эффективной системы рассмотрения и разрешения обращений о фактах коррупции в его деятельности, подготовке ответов на проступившие обращения (жалобы заявления) в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными нормативными - правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Общества.
11. Предотвращение конфликтов интересов
11.1 В Обществе проводятся мероприятия по контролю за соблюдением норм корпоративной этики, стандартов корпоративного поведения и урегулированию конфликта интересов.
11.2 Общество осуществляет реализацию мер по недопущению возникновения конфликта интересов, направленных на контроль и пресечение действий субъектов Политики, которые могут привести к коррупционным проявлениям в Обществе.
Общество стремится к недопущению и своевременному разрешению конфликтных ситуаций среди работников Общества.
11.3 Общество устанавливает меры корпоративного воздействия (ответственности) к работникам Общества за убытки, причиненные вследствие их неправомерных действий в условиях конфликта интересов.
Служба корпоративной защиты является структурным подразделением Общества, обеспечивающим мероприятия по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интереса.
12. Взаимодействие с контрагентами
12.1 Общество стремится иметь деловые отношения с контрагентами, декларирующими непринятие коррупции.
Общество разрабатывает антикоррупционную оговорку и внедряет практику подписания антикоррупционной оговорки при заключении договоров с контрагентами.
12.2 Общество обязуется проводить разъяснительную работу с кураторами договоров и контрагентами при отказах от подписания антикоррупционных оговорок.
Общество заявляет, что отказывается от стимулирования каким-либо образом работников контрагентов, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника контрагента в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу Общества.
В Обществе устанавливается запрет на получение подарков от контрагентов и партнеров, за исключением случаев, если такие подарки получены без намерения предоставления неправомерного преимущества в деловых отношениях, и без ожидания ответной услуги; а равно не являются вознаграждением за действие/бездействие работника при исполнении должностных обязанностей; не являются денежными средствами или денежными эквивалентами.
12.3 Служба корпоративной защиты осуществляет мероприятия по сбору и анализу информации от контрагентов в отношении всей цепочки их собственников (данные об участниках; в отношении участников, являющихся юридическими лицами и т.д.), включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведений о составе исполнительных органов контрагентов, в том числе зарегистрированных в оффшорных зонах.
13. Формирование высшего управленческого звена Общества
13.1 В Обществе реализуется системный подход к процессу согласования назначения кандидатов на руководящие должности и освобождения от данных должностей, учитывая соответствие их личных и деловых качеств Политике Общества.
Порядок работы с кандидатами на замещение вакантных должностей в Обществе определяется Положением «О порядке замещения вакантных должностей в ООО «МАК» и его филиалах».
При трудоустройстве на работу кандидат на замещение вакантной должности в Обществе заполняет Декларацию о наличии (отсутствии) конфликта интересов.
Служба корпоративной защиты проводит соответствующую проверку задекларированной кандидатом на занятие вакантной должности информации.
13.2 Общество осуществляет сбор и анализ информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководящего состава, в целях исключения возможных коррупционных проявлений.
14. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство
Общество не финансирует напрямую или опосредованно благотворительные и спонсорские проекты в целях получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности.
Информация о благотворительной и спонсорской деятельности публикуется на Интернет-сайте Общества или раскрывается иным образом, в том числе и через средства массовой информации.
15. Участие в политической деятельности
15.1 Общество не осуществляет напрямую или опосредованно финансирование политических партий, общественных объединений в целях получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности.
15.2 Работники Общества вправе участвовать в общественных объединениях, таких как политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, и иных некоммерческих организациях, созданных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в международных общественных объединениях, целью которых не является получение или сохранение преимущества для Общества в коммерческой деятельности.
15.3 Работникам Общества при участии в общественных объединениях запрещается предлагать, давать, обещать, или совершать платежи, вносить имущество, дарить подарки и т.д. от имени Общества с целью получения или сохранения преимущества для Общества в коммерческой деятельности.
16. Взаимодействие с государственными служащими
16.1 Общество не осуществляет напрямую или опосредовано оплату любых расходов (денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения или сохранения преимущества для Общества в коммерческой деятельности.
16.2 Работники Общества при взаимодействии с государственными служащими обязаны соблюдать положения настоящей Политики.
16.3 Работники Общества самостоятельно несут ответственность за коррупционные проявления при взаимодействии с государственными служащими в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
17. ДЗО Общества
Общество в пределах своей компетенции инициирует внедрение в ДЗО собственных антикоррупционных политик, аналогичных настоящей, а также прилагает разумно возможные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования Политики соблюдались в совместных предприятиях, обществах и объединениях, в которых участвует Общество.
18. Платежи через посредников или в пользу третьих лиц
18.1 Обществу и ее работникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения каких-либо действий, противоречащих принципам и требованиям Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
18.2 Общество обеспечивает наличие процедур по проверке посредников, партнеров, агентов, совместных предприятий и иных лиц для предотвращения и/или выявления описанных выше нарушений в целях минимизации и пресечения рисков вовлечения Общества в коррупционную деятельность.
19. Профилактика коррупции, правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения работников Общества
19.1 Информационно-просветительские мероприятия в Обществе
19.1.1 Общество создает и совершенствует работу раздела «Антикоррупционная политика» на интернет-сайте Общества, в рамках которого размещается информация о принятых в Обществе документах, направленных на борьбу с коррупцией, проводимых в Обществе мероприятиях по противодействию коррупции, ее профилактике, правовому просвещению и формированию основ законопослушного поведения работников Общества.
19.1.2 Общество периодически проводит семинары и тренинги в очной и/или дистанционной форме по вопросам формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Общество проводит вводный инструктаж по положениям Политики и связанных с ней документов - для всех вновь принятых работников Общества, а также анкетирование и тестирование сотрудников Общества по вопросам отношения к коррупционным проявлениям.
19.1.3 В Обществе применяется практика использования социальной рекламы и средств наглядной агитации - информационных стендов по формированию негативного отношения ко всем коррупционным проявлениям и морального осуждения коррупционеров.
19.2 Реализация в Обществе стимулирующих мероприятий
19.2.1 Общество заявляет о том, что ни один работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, даже если в результате такого отказа у Общества возникли, в том числе, упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.
19.2.2 Общество стимулирует работников за предоставление подтвержденной информации о коррупционных проявлениях в его деятельности.
19.3 Общество заявляет о проведении мероприятий по формированию антикоррупционного корпоративного сознания
19.3.1 Общество требует от своих работников соблюдения Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Все работники Общества должны руководствоваться Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.
19.3.2 Общество разрабатывает механизмы корпоративного воздействия за совершение коррупционных проявлений.
19.3.3 Соблюдение работниками Общества принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.
20. Отчетность
Отчетность о реализации Политики и о соответствии деятельности Общества принципам и требованиям Политики и нормам применимого антикоррупционного законодательства осуществляется посредством антикоррупционного мониторинга, результаты которого оформляются два раза в год.
Общество размещает информацию, содержащую результаты антикоррупционного мониторинга, в разделе «Антикоррупционная политика» на Интернет-сайте Общества, в корпоративной газете.
21. Ответственность
К мерам ответственности за коррупционные проявления в Общества относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и меры корпоративного воздействия в соответствии правовыми актами Общества.
Общество вправе проводить служебные проверки по каждому обоснованному подозрению или установленному факту коррупции в рамках, допустимых законодательством Российской Федерации.
22. Внесение изменений
При выявлении недостаточной эффективности положений Политики либо внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции, в Политику вносятся соответствующие изменения и дополнения.